54 фз о выборах

Нормативное регулирование выборов

Для нормативного подхода в законотворческом процессе характерно принятие акта уполномоченными лицами, а затем внесение в него корректировок. В связи с этим в России почти все законы стоит изучать с изменениями и дополнениями.

Когда происходит серьезное изменение в порядке или каком-либо процессе — принимается новый ФЗ, в котором используются положения предыдущего. На текущий момент в Российской Федерации выборы регулируются перечнем законодательных актов. Рассмотрим подробнее положения каждого из них.

19-ФЗ о выборах Президента РФ

Согласно данному нормативному акту, в России проходят демократические выборы, на которых избирается глава государства. У Президента перечень полномочий, прописанный в Конституции. Отметим, что основная задача человека, находящегося на должности — определение внутренней и внешней политики государства. Наряду с этим, он является верховным главнокомандующим и представителем страны на международной арене.

19-ФЗ был принят в 2003 году, рассмотрим основные положения документа по главам:

  1. Глава 1. Общие аспекты, связанные с проведением демократических выборов в России, а также принципы финансирования предвыборных кампаний;
  2. Глава 2. Формирование и деятельность избирательных комиссий, в том числе ЦИК. А также описывается роль и задачи иностранных наблюдателей;
  3. Глава 3. Организация избирательных участков, правила создания списков лиц, имеющих право голоса. Там же описана процедура организации голосования для россиян, находящихся за пределами страны;
  4. Глава 4. Принципы и возможности участия политических партий в выборах Президента;
  5. Глава 5. Процедура выдвижения кандидатов — самостоятельная или от политической партии. Отметим, что выдвиженцам от парламентских партий не требуется сбор голосов;
  6. Глава 6. Описание того, кого можно считать кандидатом, а также условия снятия человека с заявки;
  7. Глава 7. Порядок проведения агитационных мероприятий;
  8. Глава 8. Финансирование выборов, принципы отчетности;
  9. Глава 9. Описывает мероприятия, проводимые в день голосования, а также процедуру подсчета и определения итоговых результатов;
  10. Глава 10. Посвящена правилам и традициям вступления в должность нового Президента.

Две последние главы связаны с процедурой обжалования итогов голосования и подведением резюме по всем положениям ФЗ.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

67-ФЗ об избирательных правах

В нормативном акте указаны категории граждан, которые вправе избираться и быть избранными в высшие органы власти РФ. Право участия в голосовании есть у людей, соответствующих следующим критериями:

  • дееспособны;
  • старше восемнадцати лет;
  • гражданство РФ.

Что касается права быть избранным, например, Президентом, то оно есть у граждан России старше тридцати пяти лет. К выдвижению не допускаются:

  1. Лица с двойным гражданством;
  2. Граждане, осужденные в прошлом за тяжкие преступления;
  3. Люди с непогашенной судимостью или занимающиеся общественными работами в связи с наложением административной санкции.

В 67-ФЗ уточнены принципы демократических выборов и сделан акцент на том, что никто и ничто не вправе оказывать влияние на волю человека.

Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

20-ФЗ о выборах депутатов в Государственную Думу

В России помимо выборов Президента проходят и голосование за депутатов нижней палаты парламента. Принцип избрания базируется на партийных списках, то есть граждане голосуют за партию, а далее в соответствии с процентом набранных голосов распределяются места в Государственной Думе.

Структурно Федеральный закон № 20 выглядит так:

  • глава 1 — общие положения;
  • глава 2 — избирательные округа;
  • глава 3 — избирательные комиссии;
  • глава 4 — наблюдатели из других стран;
  • глава 5 — политические партии;
  • глава 6 — выдвижение кандидатов;
  • глава 7 — статус кандидатов;
  • глава 8 — информирование население и агитационная программа;
  • глава 9 — финансирование;
  • глава 10 — голосование;
  • глава 11 — подведение итогов.

Как видно, по структуре и содержанию 20-ФЗ схож с 19-ФЗ, связанным с выборами Президента. Наибольшая разница — принцип и порядок выдвижения кандидатов.

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

131-ФЗ о местном самоуправлении

В 131-ФЗ описаны принципы самоуправления в Российской Федерации, а также правила формирования местных органов власти. В первой главе описаны понятия, термины и полномочия муниципалитетов.

Вторая и третья главы посвящены спектру вопросов, которыми занимается местное самоуправление и в соответствии с какими принципами осуществляется управление.

Особого внимания заслуживает одиннадцатая глава, в которой описаны особенности формирования местных органов в разных субъектах России, а также в особых местах и зонах, например, в наукоградах, в «Сколково» или в свободном порту г. Владивостока.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

5-ФКЗ о референдуме

Федеральный конституционный закон о референдуме был принят в 2004 году, он описывает основные принципы и правила проведения всеобщего голосования в РФ. К ключевым принципам референдума относятся:

  • равенство голосующих;
  • свободное участие;
  • прямое изъявление воли.

Все граждане России вправе принять участие в референдуме. Голос каждого равен одному, независимо от расы, полы, религии или социального статуса.

Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Описание закона

Федеральный закон 20 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» принят 14 февраля 2014. Структурно он состоит из глав, статьи которых регулируют следующие вопросы:

  • общие положения документа;
  • избирательные округа и участки, перечень избирателей;
  • избирательные комиссии;
  • наблюдатели, в том числе и международные, а также представители средств массовой информации;
  • политические партии, участвующие в выборах депутатов;
  • создание федеральных списков кандидатов, а также кандидатов по одномандатным округам;
  • статус кандидатов;
  • информирование избирателей и предвыборная агитация;
  • финансирование выборов депутатов Госдумы;
  • проведение голосования;
  • подсчет итогов и определение результатов;
  • принципы замещения вакантных депутатских мест;
  • порядок обжалования нарушений и ответственность;
  • заключительные положения ФЗ о Госдуме.

Общие положения регламентируют следующие аспекты:

  • основные принципы законодательства, согласно которым проводятся выборы депутатов;
  • избирательная система, по которой проводится голосование, а также права граждан;
  • порядок назначения выборов депутатов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение голосования;
  • право кандидатов в депутаты на предвыборную агитацию, финансирование.

Глава об избирательных округах и участках предписывает процедуру формирования таковых, включая образование одномандатных округов. Согласно окружному разделению формируются списки участников. Положения закона предусматривают также процедуру информирования граждан о созданной системе.

Положения об избирательной комиссии включают в себя вопросы о ее статусе и функционировании. Предписывается порядок создания окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, назначение полномочий и статус их членов. Ряд положений регламентирует перечень полномочий различных комиссий, а также принцип гласности их деятельности в выборах депутатов.

Отдельные положения посвящены статусу наблюдателей. Законом о выборах депутатов дается определение и назначение данных лиц, регламентируется участие иностранных наблюдателей. Предписывается порядок допуска представителей средств массовой информации.

Глава 5 Федерального закона 20 указывает на участие политических партий в выборах депутатов. Предусматривается использование наименования и эмблемы. Также учитывается деятельность полномочных представителей и региональных отделений партии.

Выдвижение и регистрация кандидатов, формирование их списков осуществляется в согласовании со следующими положениями:

  • выдвижение кандидатов по федеральным спискам, политическим партиям, а также самовыдвижение;
  • предоставление требуемых документов и сбор подписей избирателей;
  • проверка достоверности предоставленных сведений и соблюдения процедуры выдвижения;
  • порядок регистрации кандидатов.

Статус кандидатов предписывает их равенство. Положения Закона о выборе депутатов определяют ограничения по должностным полномочиям. Предписываются и гарантии деятельности кандидатов, а также регулируется их выбытие и отзыв.

Отдельная глава Закона о выборах депутатов в Госдуму посвящена информированию избирателей и агитации. Статьи данного раздела предписывают следующие аспекты:

  • формирование общей информационной системы, направленной на уведомление избирателей;
  • опубликование результатов опросов общественного мнения;
  • организация информирования через средства массовой информации;
  • порядок проведения предвыборной агитации и допустимые мероприятия;
  • условия для использования средств массовой информации в агитационных целях, а также ограничения на ее проведение.

Финансирование выборов депутатов в Государственную Думу определяется главой 9 Федерального закона 20. Предписывается создание избирательных фондов, а также порядок формирования специальных счетов политических партий и кандидатов. Регламентируется порядок добровольного внесения средств в избирательный фонд. Важным аспектом является отчетность в растраченных средствах, а также порядок их возврата. Отдельные положения предусмотрены для финансирования избирательных комиссий и контрольно-ревизионных служб.

Процедура голосования определяется следующими положениями:

  • предоставление помещений для выборов депутатов;
  • определение избирательных бюллетеней и открепительного удостоверения;
  • порядок голосования, в том числе и досрочного;
  • возможность волеизъявления граждан вне регламентируемых помещений.

Подсчет голосов и определение результатов определяется по следующим положениям:

  • формирование комиссиями протоколов по итогам голосования;
  • порядок подсчета голосов и поэтапное определение результатов;
  • метод пропорциональности в распределении депутатских мандатов и установление общих результатов;
  • условия для повторного проведения выборов депутатов;
  • регистрация избранников и порядок опубликования соответствующей документации.

Глава 13 Закона о выборах депутатов Государственной Думы регулирует обжалование нарушений, выявленных в ходе проведения голосования:

  • предусматривается порядок обжалования тех действий, которые нарушают избирательное право граждан;
  • указываются на основания для аннулирования списков кандидатов, отмены регистрации и иных действий, связанных с исключением кандидатов из голосования;
  • учитывается процедура отмены решений избирательной комиссии об итогах выборов депутатов Государственной Думы;
  • назначается ответственность за нарушение законодательных норм о выборах депутатов Госдумы.

В заключительные положения документа входят статьи, указывающие на вступление ФЗ 20 в силу. Предписывается также необходимость признать отдельные правовые акты устаревшими в связи с принятием данного закона.

С момента принятия Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы постоянно дорабатывается. Поправки вносятся для устранения неточностей и исключения двоякого толкования. Последняя редакция документа проводилась в июне 2017.

Последние изменения, внесенные в Закон о выборах депутатов

Последние изменения, введенные 18 июня 2017 года, коснулись статьи 27 ФЗ 20 о полномочиях Центральной избирательной комиссии РФ. Поправки изменили редакцию пункта 22 об установлении порядка доставки в избирательные комиссии документов, связанных с проведением выборов депутатов.

Отдельно следует обратить внимание на изменения, внесенные Постановлением Конституционного Суда РФ 13 апреля 2017. Документ разработан в результате иска правозащитников и по результатам рассмотрения дела выявил следующие моменты:

  • часть 2 статьи 40 и часть 10 статьи 42 признаются не соответствующими Конституции РФ;
  • часть 11 статьи 42 ФЗ 20 признана не противоречащей Конституции РФ.

Согласно Постановлению КС РФ противоречащие главному закону страны положения должны быть изменены. До внесения поправок регламентирование вопросов части 2 статьи 40 и части 10 статьи 42 Закона о выборах депутатов осуществляется Постановлением КС РФ.

Порядок выбора депутатов в Госдуму

Анализируя структуру Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, можно выявить следующую процедуру избрания:

  • формирование избирательных участков, комиссий, списков избирателей;
  • выдвижение кандидатов, их регистрация;
  • процедура информирования избирателей, агитация;
  • порядок голосования;
  • подсчет голосов, определение результатов и распределение депутатских мандатов.

Порядок голосования определяется статьей 81 ФЗ 20 и предписывает следующие аспекты:

  • голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени, в отдельных случаях допускается перенести начало на более раннее время;
  • о дне, месте и времени избиратели должны быть уведомлены не позднее, чем за 10 дней до голосования, при его досрочном проведении – за 5 дней;
  • перед началом выборов депутатов проверяются и пломбируются ящики для голосования, выдаются книги с перечнем избирателей;
  • каждый гражданин, предъявивший паспорт, заменяющий его документ или открепительное удостоверение, имеет право на получение двух бюллетеней — для голосования по федеральному и одномандатному округам;
  • получение бюллетеней фиксируется в списке избирателей с указанием паспортных данных;
  • голосование осуществляется гражданином путем внесения любого знака в квадрат, соответствующий выбранному кандидату;
  • не допускается голосовать за других граждан, каждый изъявляет свою волю самостоятельно;
  • в случае невозможности самостоятельно проголосовать, допускается привлечение доверенного лица, личные данные которого указываются в соответствующей графе списка избирателей;
  • если была допущена ошибка, избиратель вправе обратиться за получением нового бюллетеня для выбора депутатов Государственной Думы;
  • заполненный бюллетень опускается в опломбированный ящик для голосования;
  • председатель участковой комиссии следит за соблюдением порядка в помещении;
  • для обеспечения гласности во время проведения голосования и при подсчете голосов в помещении могут находиться уполномоченные лица;
  • при нарушениях процедуры выборов депутатов члены комиссий или иные уполномоченные лица, включая наблюдателей, удаляются из помещения.

Отдельный запрет действует на доставку политическими партиями избирателей к месту голосования.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ