Информационные технологии в трудовом праве

Оглавление

1. Ведение единой базы данных

2. Ведение реестров нотариальных действий

3. Доступ нотариусов к государственным реестрам

4. Совершение нотариальных действий в электронной форме


С появлением новых направлений в науке, которые дали толчок и изменили способы поиска, обмена и хранения информации, отношения внутри общества перешли в виртуальную плоскость взаимодействия. Электронная обработка информации в значительной степени упростила жизнь общества и позволила некоторым процессам проходить в миллионы раз быстрее.

Сейчас мы являемся свидетелями зарождения искусственного интеллекта – точно так же, как в 1990-х гг. наблюдали зарождение Интернета. Этот феномен характерен не только для России, весь мир претерпевает изменения.

Очевидно, что с внедрением новых электронных сервисов роль нотариуса должна измениться. От него потребуется сконцентрироваться на тех задачах, которые обладают именно профессиональной ценностью: умении правильно проконсультировать клиента и оказать ему услугу надлежащего качества, соответствующую его волеизъявлению, используя для этого даже самые сложные юридические конструкции.

Переход нотариата в плоскость электронного взаимодействия и появление новых электронных нотариальных действий позволили нотариусам выйти на более высокий уровень оказания правовых услуг.

Для всестороннего анализа современных тенденций развития института нотариата, складывающихся в условиях совершенствования электронных технологий, необходимо исследовать, как протекают аналогичные процессы в иных странах.

Весьма интересен в этом плане опыт Франции, нотариусы которой, так же как и нотариусы России, столкнулись с влиянием цифровой революции и информатизации всех значимых институтов общества на их практику и активно используют нотариальный акт, полностью составленный в электронной форме и подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП) сторон и нотариуса. Однако и необходимость личного присутствия гражданина в нотариальной конторе никто не отменял.

Уже в 2016 г. руководство ФНП отмечало, что стабильность гражданского оборота может быть обеспечена инструментами нотариальной деятельности. С ростом электронного взаимодействия и электронных документов потребность в достоверной фиксации волеизъявлений участников гражданского оборота возрастет. Данное обстоятельство открывает для нотариата новые возможности по реализации своих функций и защиты законных интересов и прав граждан и юридических лиц[1].

В настоящее время гражданский оборот недвижимости уже столкнулся с проблемами мошеннических действий при использовании электронно-цифровой подписи при совершении сделок. Именно поэтому необходимо обеспечить достоверность электронного акта, особенно в сфере оборота недвижимости. Нотариат, как независимый институт, может послужить гарантом аутентичности электронных документов, что обеспечит чистоту электронных реестров.

Информатизация юридически значимых институтов, несомненно, оказывает воздействие на институт нотариата и требует от него не только адаптации к неизбежным изменениям в обществе, но и развития. Такие понятия, как "блокчейн", "чат-бот", "смарт-контракт", уже стали привычными в СМИ и все чаще обсуждаются на конференциях. Однако несмотря на то, что данные программы активно используются в гражданском обороте и даже способны полностью автоматизировать некоторые действия его участников, они до сих пор неспособны заменить функции нотариальной деятельности.

Например, ведение электронного журнала записей (блокчейн[2]) с возможностью их автоматического сохранения и обеспечение сохранности данных могут быть внедрены в нотариальную деятельность, однако не могут выступить полноценной ее заменой. Как справедливо отмечает В.В. Ярков, "на сегодняшний день blockchain обеспечивает техническую, но не юридическую безопасность сделок в сфере оборота недвижимости, поскольку не может проверить юридическую действительность сделки в том понимании и значении, которое вкладывается в нее современным правом. Blockchain не способен проверить соответствие волеизъявления действительной воле лица"[3].

Еще одна распространенная технология – чат-боты – позволит автоматизировать часть технической работы нотариуса по поиску, идентификации и сохранению информации, которую можно доверить искусственному интеллекту, автоматизировав процесс запроса и получения документов из различных источников (например, если речь идет о доступе к сведениям об обременениях). Робот вполне способен подготовить весь пакет справок и выписок из реестров, необходимых для сделки.

Искусственный интеллект также способен более оперативно осуществить сбор информации об отчуждаемом объекте недвижимого имущества (включая получение информации об имеющихся обременениях, о зарегистрированных лицах по месту жительства, о наличии зарегистрированных юридических лиц по адресу отчуждаемого объекта объекта) и о физическом лице (получение информации о дееспособности, банкротстве, экстремизме, арестах, имеющихся запретах на регистрационные действия). Нотариусу нет необходимости запрашивать данную информацию из каждого ресурса отдельно, искусственный интеллект сделает это за него и выдаст итоговую характеристику недвижимого объекта или гражданина. Тем самым у нотариуса и его сотрудников, освобожденных от технической работы по сбору данных, появится время для более интеллектуальной деятельности.

Общение с гражданами происходит не только по телефонной связи или при личной встрече: высоким спросом пользуется также взаимодействие в интернет-пространстве. Подобная форма общения должна носить официальный характер и быть реализована через сайт нотариуса. Для этого тоже можно использовать искусственный интеллект.

В частности, по запросу пользователя на сайте нотариуса искусственный интеллект может:

– предоставить стандартный список документов, необходимых для совершения нотариального действия;

– дать ответ на часто задаваемые вопросы (о тарифах, часах работы и т.д.);

– организовать отслеживание сделки от подачи документов до выдачи документов после регистрации;

– оповестить клиента в личном кабинете о получении документов после государственной регистрации;

– отразить историю нотариальных действий в личном кабинете пользователя. Данная информация должна быть закрытой, поэтому вход в личный кабинет защищается паролем;

– провести предиктивный анализ удостоверенных документов с истекающим сроком действия. Подобная функция оповещения в личном кабинете об истечении срока действия выданных ранее доверенности или согласия на выезд ребенка за границу является удобной и привлекательной для клиента.

С 1 июля 2014 г. нотариат начал активно внедрять электронные сервисы как во внутренней деятельности, так и во внешнем взаимодействии, и уже к 1 октября 2018 г. все нотариальные действия регистрировались в электронном реестре.

На наш взгляд, это только начало электронного нотариата. Уже сейчас сформирована база, на основе которой можно и нужно расширять существующие и добавлять новые удобные нотариату электронные сервисы исходя из потребностей общества.

На данном этапе развития ключевыми элементами электронного нотариата являются ЭЦП нотариуса и единая информационная система нотариата (ЕИСН), а его основными направлениями – ведение реестров нотариальных действий; ведение единой базы данных; внешнее электронное взаимодействие; совершение нотариальных действий.

По каждому направлению проведена серьезная правовая и технологическая работа.

Стороны трудового правоотношения

Наконец, с точки зрения того, какого характера социальные интересы закрепляются и реализуются в рамках правоотношений в сфере трудового права, а следовательно, субъектного состава указанных правоотношений, можно говорить о трех их основных видах.

Трудовое право как одна из ведущих отраслей российского права, имеет предметом регулирования, общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества — в сфере труда.

Данная дифференциация предмета трудового права должна учитываться при характеристике субъектов этой отрасли.

Объектом правовых отношений в области трудового права выступает материальный интерес в работе. Сюда же следует включить итоги трудовой деятельности и разного рода социально-экономические блага, которые удовлетворяют работодателя и работника. Особенное место занимают охранительные блага. Происходит охрана социально-экономических прав и материального интереса.

Напомним, что ст. 15 ТК РФ закрепляет положение о том, что не допускается заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Порядок и основания признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями установлены ныне в ст. 19.1 ТК РФ (введена 28 декабря 2013 г.).

Документальное оформление трудовых правоотношений Заключение трудового договора Для возникновения трудовых правоотношений необходимо заключение трудового договора. Он составляется в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Дискриминация запрещена Конституцией РФ, как и запрещен принудительный труд, что находит отражение в ТК РФ на уровне основных принципов трудового права (ст. 2).

Когда работник одновременно является акционером, он обладает двойным статусом: гражданско-правовым и трудовым. Тут как раз следует отметить, что отношения трудового характера тесно связаны с отношениями в области гражданского права. Однако их не следует смешивать. Так, в трудовом праве работник включается в состав рабочего коллектива, а в гражданской юридической области этого не происходит.

В дальнейшем изложении мы будем придерживаться главным образом этой последней классификации правоотношений, возникающих в сфере труда.

Общая теория права связывает правоотношение с действием нормы права и определяет его как урегулированное нормой права общественное отношение. Исходя из этого, правоотношения в сфере трудового права — это урегулированные трудовым законодательством трудовые отношения и производные от них, тесно связанные с ними отношения. ТК РФ). В ука­занной статье также установлено, что в кинематографии, театральных и концертных организациях, цирках с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства допускается заключение трудового договора для участия в создании и (или) испол­нении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нрав­ственному развитию с лицами, не достигшими 14 лет.

На практике достичь одного результата стало возможным вступив как в трудовые, так и в гражданские правоотношения. (трудовой договор заключённый на время выполнения определённой работы и договор подряда). По ранее действующему законодательству, в связи с ограниченным полем применения гражданского права, пересечение гражданских правоотношений с трудовыми было маловероятным.

Понятие

Прежде чем сказать определение метода, надо знать, что такое предмет права.

Предметом права являются отношения людей, связанные с их работой на каком-либо производстве (трудовые) и основанные на подписанном договоре, а также отношения, связанные с ними.

Метод права подразумевает под собой способ, направленный на урегулирование отношений в обществе и носящий правовой характер, т.е. через правовые нормы право воздействует на волю людей, поведение субъектов права.

Метод – целый комплекс средств и приемов, юридического плана и регулирующих отношения, складывающиеся у людей по поводу работы.

Каждый из способов обоснован с научной стороны, в них заключена суть норм, носящих правовой характер определенного значения.

А в методе отражается суть и порядок создания норм и дальнейшего использования при работе человека на производстве.

Понятие социального партнерства

При всей объективной обусловленности участия работников в решении вопросов управления трудом невозможно не учитывать тот факт, что экономические интересы субъектов трудовых отношений противоположны, что является основой для возникновения конфликтов между трудом и капиталом. Данная противоположность интересов заложена в самом существе отношений в сфере наемного труда и не может быть преодолена ни так называемым просвещенным менеджментом, ни отсутствием со стороны работников требований об изменении условий труда. Реальная же ситуация, складывающаяся в сфере применения наемного труда в обществе, определяется характером проявления фундаментального конфликта интересов сторон трудового отношения в конкретной исторической обстановке и объективируется в конкретных способах разрешения тех или иных проблем, возникающих в рамках указанного конфликта. Современное экономически развитое общество исходит из того факта, что наряду с конфликтом интересов у работников и работодателя есть и общность интересов, выражающаяся в том, что чем эффективнее работает предприятие, тем выше уровень условий труда и социального обслуживания работников . Соответственно, как работодатель, так и работники в конечном счете заинтересованы в стабилизации трудовых отношений и обеспечении конкурентоспособности предприятия (бизнеса). Однако необходимость обеспечения социального сотрудничества в организации признается далеко не всеми работодателями, исповедующими зачастую исключительно приказной стиль общения, и представителями работников, продолжающими действовать в духе классовой борьбы. Впрочем, само российское общество, знавшее и период подавления капитала, и период административного управления из единого центра , в настоящий момент признает приоритет социального диалога на производстве как наиболее целесообразного механизма принятия решений относительно правил регулирования отношений в сфере наемного труда.

Система взаимодействия работников и работодателей в сфере управления трудом в российском законодательстве получила наименование «социальное партнерство».

Законодательное определение социального партнерства дано в ТК.

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

При этом оговаривается, что органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Проанализируем данное определение в совокупности с научными определениями понятия «социальное партнерство», из которых приведем лишь небольшую часть.

Так, А. М. Куренной отмечал, что «социальное партнерства – это не система органов, сформированная явочным порядком с помощью нормативных актов, а принцип построения отношений в сфере труда между реальными социальными партнерами в поисках соответствующих решений, содействующих социальной справедливости» .

А. А. Крыжановская определяет социальное партнерство как «метод решения социально-экономических проблем и регулирования трудовых отношений на основе взаимных переговоров между работниками и работодателями при участии и посредничестве государства» .

Представляется интересной позиция Г. Ю. Семигина, выделяющего два аспекта социального партнерства. С общесоциальной точки зрения он рассматривает социальное партнерство в качестве системы отношений различных социальных субъектов, которые ориентированы на первоочередное достижение общенациональных интересов, не ущемляя при этом интересы групповые и корпоративные, т.е. учитывая их. Рассматривая структуру социального партнерства, он даст его определение как совокупности органов и организаций, создаваемых из представителей работников наемного труда, работодателей и государства для регулирования главным образом социально-трудовых отношений .

По мнению М. В. Лушниковой и А. М. Лушникова, социальное партнерство – это основанная на сотрудничестве система взаимоотношений между работниками, работодателями и государством по обеспечению социальной стабильности, выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами коллективных договоров и соглашений, принятии совместных решений .

А. Ф. Нуртдинова отмечает, что социальное партнерство представляет собой, с одной стороны, систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества .

Наконец, E. М. Стриж определяет социальное партнерство как способ организации совместной деятельности по защите, согласованию и созданию баланса противоположных интересов наемных работников и предпринимателей, которое достигается преимущественно путем переговоров и достижения компромисса при регулирующей роли государства, а также процесс по предупреждению и урегулированию возникающих в связи с этим конфликтов в социально-трудовой сфере .

Как мы видим, научные определения социального партнерства довольно существенно отличаются от его легальной дефиниции, в основе которой лежит представление о рассматриваемом явлении как системе взаимоотношений между работниками и их представителями, работодателями и их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей. Вместе с тем любые взаимоотношения между работниками и работодателями в конечном счете направлены на согласование их интересов либо их реализацию. Так, заключая трудовой договор, работник и работодатель осуществляют согласование своих интересов, однако никто не характеризует эти отношения как социально-партнерские. В то же время при осуществлении контроля за выполнением коллективного договора стороны этого договора свои интересы не согласовывают, но отношения, возникающие между ними, рассматриваются как элемент социально-партнерского взаимодействия.

Легальное определение социального партнерства говорит о взаимоотношениях сторон по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, что напрямую коррелирует со ст. 1 ТК, определяющей круг общественных отношений, регулируемых законодательством о труде. Вместе с тем легальные определения понятий «коллективный договор» и «соглашение» (ст. 40, 45 ТК) употребляют в качестве общественных отношений, регулируемых данными правовыми актами социального партнерства «социально-трудовые отношения» и «связанные с ними экономические отношения», определение которых в законодательстве отсутствует.

Научные определения понятия «социально-трудовые отношения» в целом мало отличаются друг от друга.

Так, И. И. Андриановская определяет социально-трудовые отношения как отношения, связанные с применением (использованием) работодателем профессиональных, интеллектуальных и прочих способностей работника, рассматривая их в качестве обобщенного понятия, связанного с применением труда любого работника независимо от форм собственности и форм хозяйственной деятельности. Данные отношения она именует также общественно-трудовыми и полагает, что их целесообразно рассматривать широко – как любые отношения, складывающиеся в процессе применения труда. Соответственно, термин «социально-трудовые отношения» в смысловом плане имеет более широкое значение, чем термин «трудовые отношения», отражая всю совокупность отношений, связанных с применением труда работников .

И. В. Чернышова рассматривает социально-трудовые отношения в качестве общественных отношений, которые возникают при производстве и распределении товаров, оказании услуг, выполнении работ в процессе неединоличного, договорного, наемного труда, подчиненного работодателю .

По мнению В. М. Лебедева, социально-трудовые отношения – это опосредованные законодательством о труде общественные отношения работников (его представителей) с работодателем (его представителями) и другими субъектами трудового права по найму и производительному, возмездному, безопасному использованию рабочей силы для достижения тех целей, которые сформулированы собственником средств производства для своего бизнеса. Он полагает, что данное понятие можно использовать как родовое понятие, которым объединяются все общественные отношения, регулируемые нормами трудового права .

В то же время В. А. Васильев лает более узкое определение социально-трудовых отношений – это связанные с трудовыми отношения между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей) либо между ними и органами государственной власти, органами местного самоуправления по обеспечению взаимных прав и обязанностей, удовлетворению материальных, культурных, бытовых потребностей работников в соответствии с потенциалом, уровнем экономического развития организации, отрасли, субъекта РФ, общества .

Специалисты в области экономики труда рассматривают под социально-трудовыми отношениями отношения между людьми, складывающиеся в связи и по поводу: организации и продуктивности труда (трудовой деятельности); места и роли человека в производстве, получении трудового вознаграждения, присвоении прибыли и дохода от собственности; воспроизводства рабочей силы (ее формирования, распределения, использования); качества трудовой жизни и социальной обеспеченности. В составе социально-трудовых отношений они выделяют две укрупненные группы: отношения труда, складывающиеся непосредственно в связи с трудовой деятельностью, и социальные отношения, обусловленные трудовой деятельностью (отношения по поводу занятости, безработицы, формирования рабочей силы… пенсионного и иного социального обеспечения, уровня и качества жизни и др.) .

Подводя итог позициям ученых, рассматривавших круг общественных отношений, подлежащих согласованию в ходе социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей, необходимо отметить, что научных и законодательных различий между понятиями «трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения» и «социально-трудовые отношения» практически не существует, поэтому следует согласиться с Н. И. Дивеевой, которая констатировала практическую невозможность разграничения данных понятий , что не исключает упрека в адрес законодателя, которому следовало бы употреблять единую терминологию.

В целом, как мы видим, научные определения социального партнерства очень разнообразны. С одной стороны, оно рассматривается в качестве способа регулирования отношений в сфере труда, а с другой – исследуется в качестве социальной системы конкретного общества.

Необходимо заметить, что социальное партнерство не является самоцелью. Прежде всего оно представляет собой инструмент, использование которого в ходе диалога между работодателями и профсоюзами позволяет из всего многообразия возможностей выбрать наиболее приемлемые с экономической и социальной точек зрения.

В то же время социальное партнерство выступает как институт социальной политики, с помощью которого реализуются социальные функции государства и обеспечиваются классовый мир и спокойствие в стране. С этих позиций социальное партнерство – единственно возможная альтернатива классовой борьбе и силовым способам разрешения конфликта труда и капитала.

Существенной спецификой становления отношений социального партнерства в Российской Федерации на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения, формирование независимого от государственных органов сектора экономики существенно повышают роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

В итоге социальное партнерство можно определить как способ регулирования социально-трудовых отношений между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями), основывающийся на взаимном учете интересов каждой из сторон, уважении этих интересов и отказе от силовых способов взаимодействия.

Вместе с тем необходимо отметить условность определения данного явления именно в качестве партнерства.

Так, под партнерством обычно понимается некая совместная деятельность субъектов, не связанных отношениями власти – подчинения . Обычно о партнерстве принято говорить применительно к сфере коммерческого оборота (в гражданско-правовой сфере) или межгосударственных отношений (в международно-правовой сфере), в которых оно проявляется в полной мере в качестве совместных действий партнеров, целью которых является достижение максимальной выгоды обоих. Партнеры в отношениях с третьими лицами выступают в качестве единого целого, объединенного общими устремлениями, которые могут быть реализованы именно во взаимоотношениях с третьими лицами. Естественно, что применительно к отношениям между работниками и работодателями говорить об объединенности общей целью не приходится. К тому же первичные субъекты рынка труда – работники и работодатели – не являются равноправными, а находятся между собой в отношениях власти – подчинения. Уже в силу этого говорить о партнерских отношениях между ними не приходится.

Социальное партнерство в целом призвано максимально гармонизировать взаимные интересы субъектов трудового права, а взаимодействие партнеров направлено, образно говоря, не на третью сторону, а друг на друга .

Поэтому было бы правильнее в данном случае вести речь не о социальном партнерстве, а о социальном сотрудничестве или о социальном диалоге. Вместе с тем в этом мы вступаем на путь спора исключительно о терминах, а не о существе данного явления. Термин «социальное партнерство» используется в российском законодательстве в течение более 20 лет, и его замена на иной, пусть даже более подходящий для его описания, нам представляется неоправданной, поскольку это может породить лишь ненужные дискуссии, причем не только научного, но и практического плана, что способно только навредить реальному диалогу между субъектами социального партнерства.

Готовые работы на продажу

Для покупки вы будете перенаправлены на a24.biz.

 

 Курсы:

Подготовительные РєСѓСЂСЃС‹ • Дистационное образование Рё РєСѓСЂСЃС‹ • Подготовительные РєСѓСЂСЃС‹ • Дневные РєСѓСЂСЃС‹ • Вечерние РєСѓСЂСЃС‹ • РљРѕРЅРєСѓСЂСЃС‹ профессиональные • Заочные РєРѕРЅРєСѓСЂСЃС‹ • Курсовые работы • Программы РєСѓСЂСЃРѕРІ • РљСѓСЂСЃС‹ РњР­Рћ • РљСѓСЂСЃС‹ лекций

Студенты: Для студентов I РєСѓСЂСЃР° • Для студентов II РєСѓСЂСЃР° • Для студентов III РєСѓСЂСЃР° • Для студентов IV РєСѓСЂСЃР° • Для студентов V РєСѓСЂСЃР° • Для студентов VI РєСѓСЂСЃР°

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ