Принципы семьи и брака

3. Стили семейного воспитания

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности, оно не представляло особых трудностей.

Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились, возросли требования к личности. Для решения этих задач требуется предварительная теоретическая педагогическая и психологическая подготовка.

Говоря о семейном воспитании надо иметь в виду, что это управляемая система взаимоотношений родителей и детей, причем ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие ведут к трудновоснитуемости и деформации личности.

Внутренняя педагогическая позиция родителей, их взгляды на воспитание детей в семье всегда находят отражение в манере родительского поведения, характере общения и взаимоотношений с детьми, т.е. стиле родительского поведения.

Стиль семейного воспитания – это типичная стратегия поведения родителя с ребенком. Диане Браумринд выделила три стиля родительского поведения исходя из четырех характерных особенностей:

1. Эмоциональная близость — это степень проявления родителями любви и одобрения по отношению к детям. Как часто они улыбаются детям, хвалят, поддерживают, не критикуют по мелочам и т.д.

2. Степень контроля и санкций — это степень выраженности у родителей запретительных тенденции и применения наказаний.

3. Уровень требований, выражающийся в количестве и качестве обязанностей ребенка в семье.

4. Модель общения.

Каждый стиль родительского воспитания влечет формирование определенного типа личностного развития ребенка.

А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания:

1. Гипопротекция — характеризуется недостатком опеки и контроля. К ребенку проявляют мало внимания, не интересуются его делами, часто он неухожен и физически заброшен. При скрытой гипопротекции забота и контроль носят формальный характер т.к. нет включенности и в жизнь ребенка. Часто это приводит к асоциальному поведению т.к. неудовлетворенна основная потребность детей в любви и привязанности. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

2.1. Доминирующая гиперпротекция: характеризуется повышенным, обостренным вниманием и заботой, чрезмерной опекой и мелочным контролем, слежкой, запретами ограничениями. Ребенок не приучается к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности.

2.2. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи») Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают всем его желаниям, чрезмерно покровительствуют и обожают, восхищаются малейшим его успехам и требуют такого же восхищения от других. В результате у ребенка развиваете высокий уровень притязаний, стремление к лидерству, которое может сочетаться недостаточным упорством и опорой на свои силы. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков.

Испанский художник Сальвадор Дали описывает атмосферу в которой он рос:

«В родительском доме я установил абсолютную монархию. Все были готовы служить мне. Родители боготворили меня. Однажды на праздник Поклонения волхвов в куче подарков я обнаружил королевское облачение: сияющую золотом корону с большими топазами и горностаевую мантию. С тех пор я не расстаюсь с этим одеянием»

«До семи лет я мочился в постель исключительно потому, что находил в этом удовольствие…»

«Однажды я зверски исцарапал булавкою няньку, которую обожал, только за то, что лавка, где надлежало купить вытребованные мною сласти, была заперта».

«В другой раз я ударил свою трехлетнюю сестренку ногой по голове — как по мячу. Тогда меня впервые наказали, заперев в комнате. Запертый, я орал так громко и долго, что совершенно потерял голос. Родители перепугались. Заметив это, я пополнил диким ором свой арсенал и с тех пор орал дурным голосом по любому случаю».

«Тайная жизнь С.Дали, написанная им самим»

3. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Игнорируют его минимальны потребности. Иногда с ним жестоко обращаются. При скрытом эмоциональном отвержении родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой о нем и вниманием.

Вспоминая детство Карл Густав Юнг описывает ситуацию потери «лица».

«Моя мать имела неприятную привычку давать мне всякого рода добрые советы, когда я отправлялся туда, куда меня приглашали. В таком случае я не только надевал мою лучшую одежду и чистил ботинки, но и должен был почувствовать величие моих намерений и моего появления на публике, так что можно представить то унижение перед людьми на улице, которые слышали все позорные вещи, высказываемые громко моей матерью: «Не забудь передать им привет от папы и мамы и не забывай вытирать свой нос — ты не забыл платка? А вымыл руки?» И так далее. Меня всегда поражало, насколько неуместно выставлять всему миру мои скрытые чувства, сопровождающие уверенность в себе».

4. Жестокие взаимоотношения. Могут провялятся открыто: применение насилия; и скрыто в виде эмоциональной холодности и враждебности.

Из письма к психологу девушки-подростка: «Я родилась и живу в благополучной семье, хорошо обеспеченной. Казалось бы, чего еще надо — есть вещи, сеть карманные деньги, есть все. Нет только радости и счастья. С детства меня били и ругали. Били жестоко, с удовольствием, смакуя удары. Били за все: за тройку в прописи, за разлитые на мои же колени суп, за то, что лишние 15 минут погуляла с подружками на улице, за то, что сказала лишнее при гостях, за то, что замарала одежду… Можно еще перечислять. Била в основном мама: ремнем или палкой от стиральной машины; иногда, если упаду на пол, ногами пинала.

Я стала нервной, дерганой (только не говорите, что это возраст).

Так жить не хочу. Я вообще очень часто не хочу жить…».

5. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, чувств долга, порядочности, которые по соответствуют его возрасту. Игнорируя потребности и возможности подростка па него возлагают обязательства за благополучие его близких. Ребенок боится разочаровать взрослых и очень остро переживает неудачи, т.к. ребенок оказывается в ситуации утраты любви. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Можно назвать и такие отклонения в стиле родительского отношения: предпочтение женских или мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Часто встречается сочетание различных стилей воспитания детей, а так же непоследовательность в предъявляемых требованиях или рассогласование воспитательных позиций у родителей.

Понятие брака и семьи

Даже если вы сторонник известной фразы, что браки заключаются на небесах, то работать над сохранением мира и гармонии в семье приходится в реальной жизни здесь и сейчас. Создание полноценной семьи не происходит во дворце бракосочетания.

Прежде всего, стоит уяснить, что «брак» и «семья» — это разные термины, но между ними существует взаимосвязь. Брак — союз, созданный и зарегистрированный по законам определенной страны.

После его заключения у супругов возникают юридические права и обязанности. А на основе брачного союза возникает более глубокое понятие — «семья». Не все отношения в семье поддаются регулированию со стороны права.

Она затрагивает личные отношения, интим, регулировать которые невозможно даже при наличии брачного контракта. Она включает в себя и отношения с детьми, с многочисленными родственниками, с близкими людьми.

Семья может возникнуть и вне брака, многие считают, что штамп в паспорте ни на что не влияет, и люди не спешат узаконивать семейные отношения. Такие союзы не попадают под законодательство страны. Они еще могут называться «гражданскими».

Фото 3В неофициальном виде союза остаются нерешенными следующие вопросы:

  • взаимная материальная ответственность;
  • права на наследство;
  • правовые нормы в отношении детей.

Он хорош как «испытательный этап» перед свадьбой, он дает большую свободу и позволяет лучше узнать вторую половинку, ее взгляды на жизнь.

Случается, что в гражданском браке люди живут всю жизнь, но это скорее исключение, чем норма. Если говорить кратко, то семья — союз мужчины и женщины, который возникает на основе брачного союза.

А отличительные особенности семейных отношений это:

  • совместное проживание;
  • общность интересов;
  • ведение домашнего хозяйства;
  • ответственность за членов семьи;
  • взаимные обязанности.

Понятие брака

Основа семейных отношений — это брак. Так называется социальная форма связи мужчины с женщиной, при которой упорядочивается их половая жизнь, права и обязанности по отношению друг к другу.

На самом деле семья — гораздо более сложная система, чем просто заключение брака. В такой группе присутствуют не только муж и жена, но и дети или другие родственники. Семья — это социальный институт, в котором есть определенные ценности и традиции. Она проходит несколько этапов, составляющих жизненный цикл:

  • создание семьи;
  • начало деторождения;
  • рождение последнего ребенка;
  • опустение;
  • прекращение существования.

На первом этапе семья только образуется, то есть мужчина и женщина вступают в брак. Далее они выполняют свое главное назначение, которое заключается в рождении ребенка. Третий этап наступает при появлении последнего малыша. Семья пустеет в тот момент, когда дети уезжают из родительского дома навсегда. Они женятся или выходят замуж, родители остаются одни. И на последнем этапе институт разрушается — умирает один из супругов.

Каждая стадия имеет свои экономические и другие характеристики. А создание союза сопровождается определенными нормами поведения: ухаживанием, выбором партнера, стандартами сексуальной жизни.

Первые семьи образовывались на основе родовых или религиозных традиций. Но с появлением государства такие союзы приобрели правовой характер. Благодаря юриспруденции муж и жена могут контролировать поведение друг друга, полагаясь на власть, а не только на себя.

Тема 6 Мотивы создания семьи;

Тема 5 Стабильность брака и удовлетворенность браком

1. Понятие о стабильности брака.

2. Понятие «удовлетворенность браком».

3. Факторы стабильности брака и удовлетворенности браком.

Понятие «стабильность брака» отражает лишь сам факт того, что брак сохранился, а не распался. Сохранять свой брак, однако, люди могут по различным соображениям, будучи при том не совсем удовлетворенными или даже совсем не удовлетворенными браком.

Понятие «удовлетворенность браком» отражает факт ощущения личного счастья в браке. «Удовлетворенность браком» — чисто субъективное явление. Нельзя на основании внешних критериев, например, оценки материального положения семьи, количества детей в семье, времени существования семьи, делать выводы о том, удовлетворены своим браком (счастливы) люди, или нет. Тем не менее, существуют факторы стабильности брака и удовлетворенности браком.

Факторы стабильности брака: наличие детей в семье (нежелание причинить разводом психологическую травму ребенку), экономическое положение семьи, чувство зависимости одного из супругов от другого, религиозность, психологические состояния (чувство, долга, вины, страх одиночества), наличие или отсутствие жилья, оглядка на общественное мнение и другие.

Факторы удовлетворенности браком: сходство жизненных позиций и ценностных ориентаций обоих супругов, высокий уровень личностной зрелости, коммуникативная культура обоих супругов, наличие адекватной (внутренней) мотивации на брак, психологическая готовность обоих супругов к браку, благополучие в родительских семьях, согласованность представлений о браке в том числе, о семейных ролях, развитые навыки социальной перцепции (способности понимать другого человека), культура разрешения конфликтов, удовлетворенность работой и материальным положением семьи, наличие отдельного жилья и некоторые другие.

1. Классификация мотивов заключения брака

2. Теории выбора брачного партнера

Мотивы вступления в брак (создания семьи) могут быть внешними и внутренними, адекватными и неадекватными, осознанными и неосознанными.

Внешних мотивов может быть как угодно много, например, может сложиться такая ситуация, когда для получения какой-либо работы, должности, необходимо предоставить справку о заключении брака. Иногда женщина может вступить в брак с нелюбимым человеком только для того, чтобы доказать другому (любимому), что она может быть счастлива и без него. Внешние мотивы заключения брака называют неадекватными в тех случаях, когда инициатор заключения брака не получает той выгоды, на которую он рассчитывал. Допустим, женщина, вступившая в брак в расчете на богатство супруга, не получает от него денег. Внешние мотивы также могут быть осознанными и неосознанными. Вполне вероятна такая ситуация, что молодая девушка не осознает, до какой степени ее решение вступить в брак продиктовано желанием избавиться от родительской опеки. В таких случаях вступающие в брак обычно переоценивают роль других, осознанных мотивов, например, преувеличивают силу своей любви.

Существуют различные теории выбора брачного партнера.Некото­рые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс вы­бора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат та­кие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероис­поведание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных ха­рактеристик притягиваются противоположности .Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщи­на, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине (Крайг Г.)

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-терсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или дополняют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак .

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров прочность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных стадий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (соответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре ста­дии:

5. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­висящий от социально-культурных факторов);

6. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскрытия себя перед другим;

3)формирование взаимной зависимости (на основе чувства необходимости друг другу);

4)реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии).

Узнай стоимость написания такой работы!


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика законодательства, регулирующего институт брака в России
  • 1.1 Основные этапы развития семейного законодательства
  • 1.2 Конституционные и отраслевые принципы института брака
  • Глава 2. Актуальные вопросы заключения, прекращения брака и признания брака недействительным
  • 2.1    Условия и порядок заключения брака
  • 2.2 Основания, порядок и правовые последствия прекращения брака
  • 2.3 Основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным
  • Глава 3. Особенности правового регулирования института брака и семьи
  • 3.1 Актуальные проблемы регулирования брачных отношений
  • 3.2 Отношения между родителями и детьми как важный элемент в семейных отношениях
  • 3.3 Меры по совершенствованию и развитию семейного
  • законодательства
  • Заключение
  • Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт брака и семьи, без сомнения, можно назвать основным в науке семейного права. Брак крепко связан с понятием семьи и является его основанием. Статья 1 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) говорит о том, что семья защищается государством, а также что регламентирование семейных отношений происходит согласно принципам добровольности брачного союза мужчины и женщины и равноправия супругов в семье.

Бесспорно, во все времена не только государство и церковь, но и общество в целом институту брака и семьи уделяли особое внимание. Первой брачной формой в эпоху дикости был групповой брак, при котором брачные отношения определялись между некоторым коллективом мужчин и женщин. Однако гендерная общность на раннем этапе первобытности понемногу уходит, поскольку на ее пути появляются разные ограничения и запреты. В частности, запрет по возрасту и запрет на кровосмешение. Круг лиц, охватываемых браком, из-за запретов понемногу уменьшается до парной семьи, которая и явилась главной моделью брачных отношений в странах Европы и Америки.

Однако, во многих мусульманских и африканских странах по традиции признана полигамная модель брака, при которой закрепляется союз нескольких женщин с одним мужчиной или нескольких мужчин с одной женщиной. Как говорит М.В. Кротов, моногамная или полигамная модель брака выбирается разными  государствами, основываясь на исторических традициях, доминирующих в обществе религиозных и других представлений. Следовательно, брак, прежде всего, является «продуктом» общества и явлением социальным.

По традиции в России брак и семья считались частным делом, брачно-семейные отношения не подвергались подробному правовому регулированию, и в настоящее время вторжение государства в данную область общественных отношений не является глобальным. Брак как учреждение социальное до появления государства и права находился в ведении обычаев, традиций, религии, морали и нравственности. Исторически на спокойствие в семье влияли правильное распределение властных полномочий, подобающее исполнение каждым членом семьи обусловленных функций. Брачно-семейные отношения выделялись самоорганизованностью, самоуправляемостью и саморегуляцией. Мораль и нравственность были основанием отношений в семье, опиравшихся на главные принципы: подчинения сына отцу, женщины – мужчине.

В настоящее время в российском обществе имеет место тенденция «пренебрежения» зарегистрированным бракам. Молодые люди, не заключавшие брак, более старшее поколение, «побывавшее» в браке, не «торопятся» узаконивать сложившихся фактических брачных отношений, каждый десятый брак в России не зарегистрирован. Более того, лица, у которых брак зарегистрирован, допускают сожительство на стороне. И как следствие отрицательного отношения в обществе к семье и браку снижается рождаемость.

Государство встревожено сложившейся ситуацией. Сейчас  основной частью демографической политики является действенная поддержка материнства и детства. В настоящее время государство, в связи с упрочением брака, как основы семьи, должно решить не только экономические проблемы, нацеленные на материальную поддержку этого общественного института, но и юридические, касающиеся совершенствования семейного законодательства.

Изложенные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования российского законодательства, регламентирующего брачные отношения, обусловили актуальность темы исследования.

Объект исследования – система общественно-правовых отношений, складывающихся в процессе правового регулирования заключения и прекращения брака.

Предмет исследования – правовая природа брака и семьи по российскому законодательству.

Цель данной работы – изучить институт брака и семьи по российскому законодательству, а также рассмотреть направления совершенствования семейного законодательства.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику законодательства, регулирующего институт брака в России.

2. Рассмотреть актуальные вопросы заключения, прекращения брака и признания брака недействительным.

3. Выявить актуальные проблемы регулирования брачных отношений.

4. Описать отношения между родителями и детьми как важный элемент в семейных отношениях.

5. Наметить меры по совершенствованию и развитию семейного законодательства.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частноправовые методы. В работе в качестве основополагающего принят диалектический метод, предполагающий объективность и всесторонность познания явлений действительности. Кроме того, в работе использованы общенаучный метод познания, а также частные методы: исторический, сравнительного исследования, формально-логический, анализа и синтеза.

Теоретическую основу исследования составили труды в области гражданского, а также семейного права. Это работы таких известных дореволюционных и советских ученых-цивилистов, как С.Н. Братусь, Г.К. Матвеев, А.И. Пергамент, Г.Ф. Шершеневич, а также таких видных современных специалистов, как И.А. Косырева, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, Н.В. Сапрыкин, И.А. Трофимец, Е.А. Чефранова и другие.

Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также федеральные законы и иные подзаконные акты, регулирующие  семейно-брачные отношения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ