Страховой стаж актуальность темы

Определение страхового стажа

В Федеральном законе №165 от 1999 года «Об основах обязательного социального страхования» дано понятие страхового стажа, под ним понимается суммированная продолжительность периодов, в течение которых уплачивались взносы в ПФР. В этом же акте описаны и виды выработки.

К ним относится:

  • общая;
  • трудовая;
  • специальная страховая.

Говоря о том, что значит общий страховой стаж, отмечают, что это время, когда гражданин трудился и за него организация переводила средства на пенсионный счет.

В выработку включены и другие периоды, отраженные в Федеральном законе №400 от 2013 года «О страховой пенсии».

Учитываться могут временные отрезки, когда гражданин не осуществлял трудовую деятельности в силу уважительных причин.

Состав страхового стажа

В России существуют страховые и не страховые периоды. Первые включают в себя время, когда гражданин непосредственно осуществлял трудовую деятельность.

К не страховым отнесено:

  • временная утрата трудоспособности, при этом за работником сохраняется право на получение пособий;
  • отпуск, связанный с уходом за детьми или родственниками, имеющими статус инвалидов;
  • участие деятельности социальной направленности;
  • получение пособий по безработице;
  • прохождение службы в армии;
  • проживание в регионе прохождения службы мужа, где супруга не может найти работу.

Перечисленные периоды подлежат включению в страховой стаж. Это подтверждается Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2014 г. N 83-КГ13-13. В нем говорится, что суд отменил ранее принятые судебные акты по делу о включении периодов работы в трудовой стаж и перерасчете пенсии, поскольку неуплата страховых взносов не является основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены страховые взносы, в стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

Исчисление страхового стажа

Для жен военнослужащих установлено ограничение. В выработку не могут засчитываться по данному основанию более 5 лет. Перечисленные временные отрезки считаются в выработку, при условии, что до них или после них гражданин выполнял трудовые функции.

К примеру, гражданин Л. проходил службу в армии в период с 01 июня 2016 по 31 мая 2017 года. С 01 июня 2017 он приступил к работе в ООО «Сириус». В дальнейшем при расчете пенсионных пособий временной отрезок с 01 июня 2016 года по 01 июня 2017 года войдет в стаж.

Специальная трудовая выработка рассматривается как выполнение гражданином деятельности на вредном или опасном производстве. Также учитывается работа, выполняемая за пределами страны или в особых климатических условиях. Главное условие – отчисление страховых взносов.

Узнай стоимость написания такой работы!

1-й этап – появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики – с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется:

  1. Введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения, как средства достижения экономических и идеологических целей.
  2. Обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией.
  3. Формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа.

2-й этап развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период – с 1928 г. по 1955 г. — характеризуется:

  1. Введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер.
  3. Приданием юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж).

3-й этап – это этап совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период:

— произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза;

— сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

4-й этап — с 1990 г. по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны в социальной сфере. И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы, являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению. Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования. Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание.

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Государственные пенсии, ознаменовавшие новый этап развития социального обеспечения, стали первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения. Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, к уравнительности в нищете. В результате пенсионная реформа зашла в тупик, утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории страховой стаж.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 6 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа.

На законодательном уровне понятие страхового стажа впервые дано в Федеральном законе от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», где страховой стаж определен как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой стаж — это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Выше сказанное позволяет сделать вывод о том, становление трудового стажа связано с развитием государственного социального обеспечения. С каждым этапом развития трудового стажа совершенствуется его правовое регулирование. В основе пенсионного законодательства появляется такое значение, как страховой стаж, которое становится фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы.

1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа

Стаж – это продолжительность какой-либо деятельности. Срок, в течение которого лицо, приступившее к какой-либо работе, деятельности, приобретает практический опыт и овладевает специальностью.

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно-полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении прав граждан на пенсионное обеспечение.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А именно, страховой стаж — это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.

Как следствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность.

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д.

Нормативные правовые акты РФ придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения.

Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других нормативно-правовых институтов.

Изучение же норм трудового стажа как института права социального обеспечения является необходимой предпосылкой для успешной практики применения всех норм данной правовой сферы.

Выделяют следующие виды трудового стажа:

  1. Общий трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях.

Некоторым категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии общего трудового стажа не менее шести лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

  1. Страховой стаж — суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Он является основанием для получения пенсии по старости и инвалидности от общего заболевания, а также пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме того, со страховым стажем связана возможность досрочного ухода на пенсию по старости.

Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии, как продолжительность периода уплаты страховых взносов.

В страховой стаж включается любая работа и иная деятельность, выполняя которую, работник подлежал обязательному социальному страхованию.

Страховой стаж подразделяется на два подвида:

1) специальный страховой стаж — суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных профессиях, должностях, производствах, отраслях, в определенных местностях, с которой закон связывает особые правовые последствия.

Специальный страховой стаж лежит в основе назначения досрочных пенсий по старости педагогам, медикам, артистам и другим категориям граждан. Ранее это были пенсии за выслугу лет, теперь они именуются досрочными пенсиями по старости.

2) общий страховой стаж — это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Общий страховой стаж является одним из условий для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях. Необходим страховой стаж продолжительностью не менее 6 лет.  Также это одно из условий для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Как правило, для назначения той или иной досрочной пенсии требуется страховой стаж продолжительностью для мужчин (25 лет) и для женщин (20 лет).

  1. Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. От его продолжительности зависит размер процентной надбавки к заработной плате и ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Специальный трудовой стаж отличается от специального страхового стажа тем, что в первом случае необходим факт работы (службы) в определенной должности, а во втором случае — наличие не только работы с особыми условиями труда, но и уплаты страховых взносов. Кроме того, имеются различия в порядке исчисления данных видов стажа. Если специальный страховой стаж исчисляется, как правило, календарно более подробно специальный трудовой стаж урегулирован специальными нормативными правовыми актами по каждой категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

  1. Непрерывный трудовой стаж — это продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что, перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности.

Значение непрерывного трудового стажа:

  • от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности;
  • его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год;
  • с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.

При определении размера пособия или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Данный вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.

Основное отличие непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Основными факторами, влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание увольнения и сторона — инициатор прекращения трудового договора.

С 1 января 2007 года непрерывный трудовой стаж практически утратил свое значение для назначения пособия по временной нетрудоспособности, за исключением одного случая. Если продолжительность страхового стажа, исчисленного до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности непрерывного трудового стажа, за тот же период, то за продолжительность страхового стажа применяется продолжительность непрерывного трудового стажа.

В заключении отметим, что трудовой стаж является одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения. Он подразделяется на несколько различных видов, нормативные правовые акты которым, придают разное юридическое значение. Многообразие этих норм позволяет выделить трудовой стаж в самостоятельный институт отрасли права.

1.3. Правовое регулирование трудового стажа

Изучению трудового стажа, как правовой категории, уделяется достаточно много внимания на страницах юридической литературы. Однако вопросы, касающиеся правового регулирования трудового стажа рабочих и служащих, колхозников и других, категорий трудящихся, были объектом анализа в основном советских ученых и затрагивали советский период развития нашего государства.

Актуальной задачей правовой науки и законодательной практики становится точное распределение сфер правового регулирования трудового стажа (централизованное и децентрализованное), классификация нормативных актов, регулирующих порядок учета различных периодов трудовой деятельности работника, характера его труда, попадающего под признаки специального (непрерывного) стажа. В связи с этим на первый план выдвигается разработка новых и совершенствование действующих норм трудового законодательства, направленных на регулирование трудового стажа в целях обеспечения оптимальных результатов организации труда и производства.

В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов.

К ним относятся:

Какие периоды засчитываются в страховой стаж?

Это понятие является суммой общей продолжительности отрезков времени, в которые человек официально совершат трудовую деятельность. Важным фактором является то, что во временные рамки трудоустройства за работающего должны осуществляться отчисления в ПФР.

В случае если сотрудник был официально трудоустроен, но выплаты работодателем не производились, страховой стаж не начисляется.

Данный показатель рассчитывается не только в периоды работы.

Начисление его производится также и в следующих ситуациях:

  • Период временной потери трудоспособности с оформлением материальных выплат;
  • Время несения службы в ВС РФ;
  • Отсутствие по уходу за новорожденным до возраста 1,5 года. Также по уходу за вторым, третьим ребенком и т.д. (общей суммой не более шести лет отсутствия);
  • уход за людьми с инвалидностьюуход за людьми с инвалидностьюСрок при уходе за людьми с инвалидностью (также, и детьми с ограниченными способностями), либо гражданами старше восьмидесяти лет;
  • При смене места жительства на другой округ, для устройства на работу от федерального Центра занятости граждан;
  • Срок незаконного пребывания под стражей;
  • Период обучения на дневной форме в образовательных учреждениях;
  • Период проживания жены в военном гарнизоне, в сроки несения службы мужем, если нет возможности устроиться на работу;
  • Отрезок времени, в который выплачивалось пособие по отсутствию работы.

Вышеперечисленные периоды времени можно включить к страховому стажу работника, если до, или после них он был официально трудоустроен (продолжительность не имеет значения).

Исчисление страхового стажа осуществляется в календарных временных отрезках. Если отмечается совпадение отдельных сроков работы, по просьбе человека могут учитывать один из них.

К таким разновидностям стажа не входят периоды, за которые работнику начислялась иностранным государством пенсия.

Основное отличие трудового стажа от страхового является то, что второй может иметь трудовой и другие отрезки, тогда как первый начисляется в сроки официальной трудовой деятельности.

начисление страховой доли пенсииначисление страховой доли пенсии
Именно он влияет на начисление страховой доли пенсии, являясь основной частью материальной дотации для стариков, что они копят при официальном трудоустройстве.

Показатели которые учитываются

Последние поправки в законодательстве привели к тому, что расчет пенсионных выплат производится, основываясь на исчислении страхового стажа и пенсионных баллов, которые также накапливаются за время официальной работы.

Важным является то, что для оформления пенсионной выплаты потребуется хотя бы минимальное количество таких критериев.

Минимальные показатели страхового стажа приведены в таблице ниже.

Год назначения страховой пенсии пенсионеруМинимальное значение стажа для оформления страхового пособия
2015 год6 лет
2016 год7 лет
2017 год8 лет
2018 год9 лет
2019 год10 лет
2020 год11 лет
2021 год12 лет
2022 год13 лет
2023 год14 лет
2024 и последующие годы15 лет

страховое пособие по старостистраховое пособие по старостиПомимо этого, при определении права на страховое пособие по старости, сотрудниками ПФР учитывается и количество накопленных пенсионных баллов, минимальные показатели которых приведены в таблице ниже.

Год выхода на пенсиюМинимальный коэффициент
20156.6
20169
201711.4
201813.8
201916.2
202018.6
202121
202223.4
202325.8
202428.2
с 2025 и далее30

Все вышеперечисленные значения, указанные в таблицах выше, определены на федеральном уровне и регулируется действующим законодательством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ