Невыясненные платежи в бухгалтерском учете

Невыясненные платежи в налоговой

Если компания отправляет неверно оформленную платежную документацию (к примеру, есть ошибки, неточности), казначейство регистрирует невыясненный платеж.

Что собой представляет невыясненный платеж

Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж.

Оглавление:

К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:

  • В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
  • Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
  • Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
  • Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
  • Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
  • Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).

Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.

ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.

ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ80 КТ60. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ60 КТ80. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ00 КТ60. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ60 КТ00. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ80 КТ60. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ60 КТ80. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Документальное оформление

Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление.

Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.

56 Приказа Минфина №125н.

Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме. Отправить его нужно в казначейство.

Особенности создания письма об уточнении

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.

ВНИМАНИЕ! Если из-за ошибок платеж не учтен в расчетной карте, в письме следует сформулировать просьбу перерасчета пени.

ВАЖНО! Сроки отправки письма нормативными актами не установлены. Его можно направлять в любое удобное время.

Как отправить письмо

Существуют следующие способы отправки запроса об уточнении средств:

  • при личной встрече;
  • пользуясь услугами курьерской службы;
  • отправка заказного письма через почту;
  • через интернет.

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Особенности возврата невыясненных платежей

Порядок возврата невыясненного платежа в бюджет установлен Порядком №125 от 18 декабря 2013 года. Возврат осуществляется при наличии этих условий:

  • Указанное назначение платежа говорит о том, что платеж отправлен не в бюджет.
  • Зачисление невыясненного платежа выполнено из-за ошибки банковского учреждения.

Возврат может быть выполнен в течение 3 дней. Основание для него – поданная налогоплательщиком заявка на возврат. Составляется она на основании письма от фирмы, поступившего в Казначейство.

Что делать, если условий для возврата, оговоренных законодательно, нет? Для подобных случаев есть другой нормативный акт – статья 1102 ГК РФ. Согласно этой статье лицо, необоснованно получившее чужую собственность, должно ее возвратить. Для возврата фирме нужно обратиться к лицу, которое получило перевод. Если лицо отказалось возвращать средства, фирме следует обратиться в суд.

ВАЖНО! Если фирма получила ошибочный платеж, ей следует в течение 10 дней обратиться в свой банк. Списание возвращенных средств предполагает использование проводки ДТ76 КТ51.

Невыясненный платеж (с 1 декабря уточняем по-новому) в 2018 году

С началом декабря 2017 года вступил в силу Приказ ФНС (№ММВ-7-22/[email protected]), утверждающий порядок работы с невыясненным платежом налоговиками. Рассмотрим, как теперь взаимодействовать с налоговыми органами налогоплательщику и уточнить невыясненный платеж, если он нашел ошибку в своей платежке.

Когда можно уточнить платеж

Для того, чтобы уточнить налоговый платеж, воспользоваться нужно правилами статьи 45 НК РФ. Правила указанной статьи устанавливают порядок уточнения, если организация или ИП обнаружили ошибку в платежке по перечислению налога, которая не привела к неперечислению налога в бюджет.

В этом случае налогоплательщик может написать в налоговую заявление, указав свою ошибку и приложить к нему документы, которые подтверждают уплату налога.

Кроме того, в заявлении налогоплательщик просит уточнить перечисленный платеж, а именно, его основание, принадлежность, налоговый период, либо статус плательщика.

Важно! Уточнить платеж налогоплательщик может только если его ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет.

Обязанность по уплате налога

Обязанностью каждого налогоплательщика является своевременная самостоятельная оплата налогов в бюджет. Для уплаты налога заполняется платежное поручение, следуя Правилам указания информации (утвержденных Приказом Минфина России №107н от 12.11.2013).

Налоговый кодекс содержит информацию (статья 45) о том, в каком случае уплата налога может признаваться неисполненной:

  • Неверно указан номер счета казначейства;
  • Ошибочно указано наименование банка получателя, которое повлекло неуплату налога в бюджет.

Ошибки в КБК или статусе плательщика основанием для того, чтобы считать налогоплательщика неисполнившим свою обязанность по уплате налога нет (Читайте также статью ⇒ Платёжное поручение с 1 декабря 2017 года).

Другими словами, уточнить платеж налогоплательщик может в том случае, если его ошибка к неуплате налога не привела.

Порядок работы налоговых органов с невыясненным платежом

Для налоговых органов невыясненным платежом считается:

  • Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
  • Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.

Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:

  • Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
  • Оформленным с нарушением Правил;
  • Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
  • Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.

Уточнение по просьбе налоговой

Когда ошибку, которая не влечет за собой неуплату налога, обнаружит налогоплательщик сам, он самостоятельно направляет в адрес налоговой заявление об уточнении платежа.

Когда такую ошибку находит налоговый орган, то он информирует налогоплательщика о необходимости уточнить платеж. В таком сообщении содержится информация о том, что платежка по перечислению налога оформлена с нарушением Правил и указывается конкретное нарушение. Варианты указываемых нарушений:

  • КБК или ОКТМО указаны неверно или не указаны вовсе;
  • Неверно указан или не указан ИНН плательщика или получателя;
  • Не указан или указан неверный КПП плательщика или получателя;
  • Плательщик налога на учете в налоговом органе не состоит;
  • Налог оплачен за третье лицо (Читайте также статью ⇒ Уплата налога за третье лицо в 2018 году. Как заполнить платежное поручение);
  • Отсутствует или указано неверно основание платежа;
  • У налогоплательщика нет открытой карточки расчета по налогом с бюджетом;
  • Неверно указан или отсутствует статус плательщика, либо налогового периода.

После того, как налоговая проинформирует налогоплательщика о необходимости уточнить реквизиты платежа, организация или ИП должны написать заявление в ИФНС. Такое заявление налоговая обработает и не позднее 10 рабочих дней вынесет решение об уточнении платежа.

Ошибка банка

Если ошибка в платеже возникла не по вине налогоплательщика, а по вине банка, формирующего электронную платежку, то, произведя предварительно сверку с плательщиком, ИНФС запрашивает в банке платежку на бумаге, оформил которую налогоплательщик.

Важно! До принятия решения об уточнении платежа, ИФНС и налогоплательщик могут провести сверку расчетов.

Решение налогового органа

Решение налоговая принимает после получения заявления от налогоплательщика и проведенной сверки расчетов (если принято решение о проведении. Уточняется платеж на день уплаты налога по факту. Также налоговая должна пересчитать пени, которые были начислены на налог в течение периода, пока сумма «висела» в невыясненных платежах.

Важно! Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о решении по невыясненным платежам в течение 5 дней с момента его принятия.

Уточнение по уплате страховых взносов

Порядок уточнения невыясненного платежа по страховым взносом аналогичен процедуре уточнения налогового платежа. Но существуют некоторые особенности уточнения:

  1. Уточняются реквизиты по страховым взносам только тогда, когда информация по этому платежу не отразилась на личном лицевом счете застрахованного;
  2. Уточняются реквизиты в зависимости от того, когда платеж по взносам был совершен. Если уточняется старый платеж, совершенный еще до 2017 года, то обратиться нужно в ПФР, а после 1 января 2017 года – уточнять нужно уже в ФНС.

Заключение

Таким образом, правом налогоплательщика является уточнение некоторых реквизитов в платежном поручении на уплату налога, в случае допущенных в нем ошибок.

Существует только одно ограничение: допущенная ошибка не должна привести к неперечислению денежных средств в бюджет. Схожее правило действует и отношении страховых взносов.

Однако уточнять платеж по страховым взносам нужно будет только в том случае, если сведения по нему не отразились на лицевом счете застрахованного лица.

Кроме того, с 1 декабря 2017 года вступил новый порядок работы налоговиков с неуточненными платежами. Установленные правила касаются непосредственно налоговых органов.

В отношении налогоплательщика нужно понимать, что уточнить невыясненную сумму налоговая сможет только по заявлению плательщика, независимо от того, кто нашел ошибку в поручении.

После предоставленного заявления налоговая в течение 10 дней примет решение об отнесении платежа по месту предназначения.

В будущем налоговые органы планируют проводить работы по информированию организаций и предпринимателей о значениях всех реквизитов, которые требуются для заполнения платежек.

На сегодня же все сведения по реквизитам для оплаты налогов можно узнать как при постановке на учет в налоговом органе, так и на сайте налоговой службы. На сайте также представлена возможность автоматического формирования платежного поручения на уплату налога.

Такая услуга очень удобна, так как позволяет минимизировать ошибки в платежных поручениях налогоплательщиков (Читайте также статью ⇒ Платежное поручение онлайн: быстро без регистрации на сайте в 2018 году).

Источник: http://online-buhuchet.ru/nevyyasnennyj-platezh/

Как уточнить невыясненный платеж ?

Журнал «Налоговая проверка» №6/2017

Источник: http://eburg-okna.ru/nevyjasnennye-platezhi-v-nalogovoj/

Арендные платежи в налоговом учете

Бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций

Нередко компании прибегают к финансовой аренде имущества — проще говоря, к лизингу. Что это такое, каковы особенности бухгалтерского и налогового учета лизинга у лизингополучателя, какие существуют проводки по лизингу, расскажем ниже. Также разберем на примере проводки по лизингу имущества на балансе лизингополучателя и лизингодателя.

Основные ошибки

Приоритетной задачей из «12 главных дел», стоящих перед органами Федерального казначейства, является совершенствование бюджетных платежей, сокращение сроков проведения операций. Уменьшение времени прохождения средств, своевременность осуществления расчетов между участниками бюджетного процесса, минимизация случаев непоступления средств по цепочке перечислений «плательщик — получатель» обеспечивает оперативное движение средств по финансовым каналам, соблюдение бюджетной дисциплины получателями бюджетных средств. В связи с этим следует обратить внимание на установленные нормативными документами, технологическими регламентами методы работы со средствами, отнесенными к невыясненным поступлениям.
Ирина ЯЙЛОЯН, заместитель руководителя УФК по Тюменской области
Татьяна ШУТКЕВИЧ, начальник операционного отдела УФК по Тюменской области
Новации, внесенные нормативными документами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства в порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, существенно изменили в 2009 году процедуру учета поступлений на счета, открытые органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка РФ или кредитных организациях (далее — счета органов Федерального казначейства), не являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отнесенных к невыясненным поступлениям. Какие ошибки, приводящие к отнесению перечисленных на счета органов Федерального казначейства сумм к невыясненным поступлениям, допускают плательщики при формировании платежных поручений?
Основная причина — несоблюдение плательщиками требований, установленных совместным положением Банка России и Минфина России от 13 декабря 2006 г. № 298-П, № 173н «Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства» и нормативно-правовыми актами Минфина России и Федерального казначейства, в части указания в платежных поручениях на перечисление средств на счета органов Федерального казначейства необходимых реквизитов и показателей и, как следствие, отсутствие у органов Федерального казначейства возможности однозначно определить лицевой счет, на котором подлежат отражению поступившие суммы, и (или) коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Самая серьезная ошибка — это ошибка в номере счета органа Федерального казначейства. В этом случае перечисленная сумма либо:
попадает на счет, не принадлежащий органу Федерального казначейства. В этом случае плательщик самостоятельно осуществляет мероприятия по возврату указанных средств;
попадает на счет, принадлежащий органу Федерального казначейства, но не предназначенный для учета перечисленных средств. В этом случае указанные средства учитываются как невыясненные поступления и подлежат уточнению или возврату плательщику в установленном порядке.
Основные причины, по которым средства не доходят до конечного получателя, напрямую связаны с несоблюдением требований по заполнению полей платежных поручений, а именно:

  • указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • отсутствие или неверное указание номера лицевого счета получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
  • указанный лицевой счет получателя бюджетных средств открыт в другом территориальном органе Федерального казначейства;
  • отсутствие кода бюджетной классификации Российской Федерации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;
  • неуказание в полях платежного документа «ИНН» и (или) «КПП» получателя, или указание ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, не принадлежащих получателю, администратору, указанному в поле «Получатель»;
  • отсутствие иной информации, подлежащей указанию в платежном поручении;
  • отсутствие получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета в Сводном реестре (в Перечне);
  • непредставление документов, необходимых для оформления на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела по учету средств от приносящей доход деятельности.

Проводя подготовительную работу с участниками бюджетного процесса по внедрению нормативных актов с началом их действия в 2009 году, мы понимали, насколько важно своевременное отражение средств на лицевых счетах. С получателями бюджетных средств проводились совещания, рабочие встречи, давались разъяснения по порядку движения документов, заполнения реквизитов. Но, как показала практика, невыясненных поступлений избежать не удалось.
В УФК по Тюменской области за период с 1 января по 1 июня 2009 году учтено невыясненных поступлений на сумму 69,7 млн руб. по 1390 расчетным документам, полученным из учреждения Центрального банка РФ. Анализ причин отнесения к невыясненным поступлениям показал, что особое внимание при заполнении расчетных документов следует обращать на правильность указания кодов бюджетной классификации расходов, наличие лицевого счета получателя средств в указанном органе Федерального казначейства согласно расчетному документу (см. табл. 1).

Таблица 1

№ п/п

Причина зачисления средств на счета по учету невыясненных поступлений

Соотношение количества расчетных документов с данной причиной к общему количеству расчетных документов, зачисленных на НП

Отсутствует/указан не существующий КБК расходов

47,8 %

Отсутствует лицевой счет получателя средств

34,8 %

Неверное указание балансовыйого счета орФК

15,2 %

Неверное указаниео наименование получателя средств

1,7 %

Иное

0,5 %

Изменения в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления
Что изменилось в 2009 году в порядке уточнения, возвратов по средствам, учтенным как невыясненные поступления? Принципиально новыми моментами являются следующие условия.
1 В случае отнесения кассовых поступлений, зачисленных на счета органа Федерального казначейства, к невыясненным поступлениям, они находят отражение на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом администратору данных невыясненных поступлений: управления Федерального казначейства по субъекту РФ, администратора доходов бюджета данных невыясненных поступлений, лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу.

2 Применение форм документов, установленных приказом от 10 октября 2008 г. № 8н, а именно:

  • запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808);
  • заявка на возврат (ф. 0531803);
  • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

3. Необходимость осуществления дифференциации платежей при проведении уточняющих процедур:

  • по поступлениям, подлежащим возврату плательщику;
  • по поступлениям, требующим уточнения кодов бюджетной классификации;
  • по поступлениям, относящимся к налоговым и неналоговым платежам;
  • по ошибочным платежам.

4 Возврат плательщику средств, поступивших на счета № 40105, 40201, 40204 и отнесенных органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, осуществляется со счета органа Федерального казначейства № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации».
С учетом перечисленных особенностей осуществляется организация работы в УФК по Тюменской области между структурными подразделениями, отделениями УФК по Тюменской области, а также взаимодействие с получателями средств бюджетов.
Сложная и разветвленная схема уточнения невыясненных поступлений требует четких, оперативных действий как со стороны сотрудников органов Федерального казначейства, так и со стороны участников бюджетного процесса. Формируя запрос в адрес предполагаемого получателя средств, органы Федерального казначейства являются инициаторами движения документов по уточнению невыясненных поступлений. Оперативность уточнения зависит от конкретного получателя запроса, а также качества оформления документа для проведения уточнения.
На наш взгляд, мера, которая способствовала решению задачи по сокращению сроков проведения операций, повышению эффективности расходов, — это нормативное закрепление за участниками бюджетного процесса ответственности по качественному формированию и своевременному предоставлению органам Федерального казначейства информации, необходимой для проведения процедур уточнения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ