Новые закон о воинской обязанности и военной службе

Судебная практика и законодательство — 53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе

Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2017 N 45 «Об утверждении Требований, предъявляемых к кандидату, поступающему на военную службу в органы военной прокуратуры, перечня документов, представляемых кандидатом, порядка формирования личного дела кандидата»

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, и Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

Указ Президента РФ от 30.03.2017 N 135 «О призыве в апреле — июле 2017 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»

4. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить исполнение положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в отношении граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, принятых на службу (работу) в подведомственные органы и организации этих федеральных органов исполнительной власти и подлежащих призыву на военную службу.

Указ Президента РФ от 18.12.2016 N 675 (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

«6. Заключение новых контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими, направленными не на воинские должности без приостановления им военной службы, производится на основании Федерального закона и настоящего Положения. Новые контракты от имени федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, с указанными военнослужащими подписывают должностные лица, определяемые решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.»;

Решение Верховного Суда РФ от 02.10.2015 N АКПИ15-884

Осуществляя правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает обязательную подготовку гражданина к военной службе, которая предусматривает получение начальных знаний в области обороны; подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 11).

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N АПЛ15-23

В обоснование своих требований заявитель ссылался на противоречие оспариваемых положений Инструкции нормам федеральных законов от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе) и от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Федеральный закон о ветеранах), а также на нарушение его права на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению заявителя, понятие «служба» к партизанам и партизанским отрядам неприменимо, поскольку партизанские отряды не входят в состав вооруженных сил и воинских формирований Российской Федерации. Кроме того, заявитель считает, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции устанавливает закрытый перечень документов, подтверждающих причастность к партизанам и членам подпольных организаций, что нарушает право гражданина Российской Федерации на судебную защиту его прав и свобод.

Решение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 N ВКАПИ15-39

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Решение Верховного Суда РФ от 15.05.2015 N ВКАПИ15-15

Ограничения степени годности к военной службе по состоянию здоровья установлены в соответствии с приведенными выше федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» как свойственные для данного вида деятельности требования, в силу чего не могут быть признаны дискриминационными.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N АПЛ15-417

В апелляционной жалобе заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении его требований, поскольку ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Положение о воинском учете не предусматривают существование такого документа воинского учета, как справка взамен военного билета.

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N АПЛ14-670

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы установление иной категории годности граждан к военной службе при клинически излеченном туберкулезе органов дыхания (хирургическим путем) и которому могла бы противоречить оспариваемая норма, не имеется. При этом в решении суд правомерно сослался на то, что приведенные заявителем нормы федеральных законов от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ не регулируют вопросы, связанные с определением медицинских критериев годности к военной службе граждан, подлежащих призыву либо поступающих по контракту на военную службу.

Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2015 N ВКАПИ15-31

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» утверждено Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение), которое определило порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы и прекращения его действия, а также урегулировало другие вопросы, в том числе порядок увольнения с военной службы в соответствии с федеральным законодательством.

Федеральный закон принят Государственной Думой 12 марта 2019 года и одобрен Советом Федерации 13 марта 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон подготовлен во исполнение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 15-П и от 22 мая 2018 г. № 19-П, которыми некоторые положения статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся предоставления отсрочек от призыва на военную службу, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливается, что гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования и программам бакалавриата, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры, а гражданам, использовавшим право на отсрочку от призыва на военную службу при обучении по образовательным программам среднего общего образования, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается право граждан на отсрочку от призыва на военную службу для обучения по программам магистратуры, если эти граждане достигли призывного возраста в период освоения образовательных программ среднего общего образования, реализовали право на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также для последующего освоения программ бакалавриата.

16.12.2011
В последние годы в пенсионное законодательство был внесен ряд поправок, расширяющих перечень так называемых нестраховых периодов, включаемых в страховой стаж. Это позволяет учесть данные периоды при расчете размера их пенсии, при условии, что государство возмещает Пенсионному фонду стоимость страхового года за каждый такой «нерабочий» год. Страховой стаж состоит главным образом из периодов работы и (или) иной деятельности застрахованного лица, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Так определяется понятие страхового стажа в ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ). Вместе с тем Законодатель не учитывает некоторые периоды, когда трудоспособный человек был лишен возможности работать и не подлежал пенсионному страхованию. Наиболее значимые из них выделены иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Перечень таких периодов который является исчерпывающим приведен в статье 11 Закона № 173-ФЗ, а именно: 1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468–1 (далее Закон № 4468–1); 2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; 3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; 4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства; 5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке; 6. период ухода, осуществляемого трудоспособным неработающим лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ); 8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности (подпункт дополнительно включен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 146-ФЗ). Рассмотрим подробно вопросы о включении нестраховых периодов в страховой стаж. Периоды военной и приравненной к ней службе Подпункт 1 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ говорит о военной, а также о другой приравненной к ней службе, предусмотренной Законом № 4468–1. В приведенной формулировке необходимо обязательно учитывать следующее: В Законе № 173-ФЗ понятие «военная служба» и «другая приравненная к ней служба» не раскрыты, поскольку это не является предметом его правового регулирования. Понятие «военная служба» определено в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Надо отметить, что граждане проходят военную службу не только по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Т. к. в нем не упоминается военная служба по призыву. Следовательно, если бы законодатель упомянул о Законе № 4468–1, это необоснованно лишила бы возможности зачета в страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву, которая в отличие от военной службы по контракту, затрагивает большинство военнослужащих. Что же касается определения службы, приравненной к военной, то здесь отсылка к Закону РФ № 4468–1 вполне уместна, поскольку данный закон не только сам упоминает о некоторых видах такой службы, но к нему в этом вопросе отсылают и другие федеральные законы, что позволяет определить уже полный перечень видов службы, приравниваемой к военной. Здесь необходимо сделать пояснение: приравнивание к военной службе существует только для целей пенсионного обеспечения, потому и основывается на специальном законе. Что касается периодов временной нетрудоспособности, то подпунктом 2 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ предусматривается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом необходимо одновременное сочетание двух факторов — временная нетрудоспособность застрахованного лица и получение в этот период любого пособия по государственному пенсионному страхованию. Если по ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывалась только временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, то в Законе № 173-ФЗ такое ограничение отсутствует. Подпункт 2 данного пункта касается в основном периодов получения трех видов пособий, а именно: — пособия по временной нетрудоспособности; — пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; — пособия по беременности и родам. Рассмотрим периоды ухода за ребенком Подпункт 3 п. 1 ст. И Закона № 173-ФЗ предусматривает включение в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. В законе не предусмотрен зачет в страховой стаж 70 дней до рождения ребенка, поскольку в этот период женщина, как правило, получает пособие по временной нетрудоспособности или по беременности и родам и этот период засчитывается ей в страховой стаж по другому основанию. При этом период ухода за ребенком уменьшен от трех до полутора лет и составляет в общей сложности 3 года, в отличии 9 лет по ранее действовавшему законодательству. Периоды получения пособия по безработице Подпункт 4 п. 1 ст. 11 предусматривает зачет в страховой стаж трех периодов: — период получения пособия по безработице; — период участия в оплачиваемых общественных работах; — период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства. По ранее действовавшему пенсионному законодательству в трудовой стаж засчитывался также период самого трудоустройства безработного, переехавшего в другую местность в поисках подходящей ему работы. Однако по Закону № 173-ФЗ при требуемом в настоящее время пятилетнем страховом стаже только три периода учитываются при подсчете страхового стажа. Периоды необоснованно репрессированным и привлеченных к уголовной ответственности Подпункт 5 п. 1 статьи 11 касается двух категорий граждан, а именно: — необоснованно привлеченных к уголовной ответственности; — необоснованно репрессированных. Общим для них является юридический факт необоснованного применения уголовной ответственности или другой репрессивной меры с последующей за этим реабилитацией. Само понятие необоснованного применения репрессии предполагает обязательное наличие официального документа о реабилитации. При отсутствии официального акта нет оснований определить периоды необоснованного привлечения к уголовной ответственности или необоснованном применении иной репрессии. Периоды ухода за инвалидом или престарелым гражданином В подпункте 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ этот нестраховой период включается в страховой стаж это когда трудоспособный человек был вынужден оставить работу для обеспечения ухода за нетрудоспособным гражданином. Трудоспособным лицом считается лицо, способное осуществлять трудовую деятельность. В подп. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее возраста, с которого согласно трудовому законодательству допускается прием на работу. В ст. 63 Трудового кодекса РФ указано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Таким образом, существует нижняя граница трудоспособности, а вот верхней (предела трудоспособности) законодательством не установлено. Есть три категории граждан, уход за которыми может быть засчитан ухаживающему лицу в его страховой стаж. К ним относятся: — инвалид I группы, в том числе с детства; — ребенок-инвалид (данный статус могут иметь дети до 18 лет; после этого им при наличии необходимых показаний должна быть установлена одна из трех групп инвалидности); — престарелый, то есть человек, достигший возраста 80 лет (при этом не имеет никакого значения, есть у него какая-либо группа инвалидности или нет). Периоды проживания с супругами в которые трудоспособные граждане не были застрахованы Подпунктами 7 и 8 пункта 1 статьи 11 предусмотрены два похожих периода, а именно: — период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; — период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации и международные организации, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности. Эти периоды объединены общим основанием: невозможностью трудоустройства в месте службы супруга. Порядок подтверждения данных периодов установлен постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 г. № 817, которым внесены соответствующие поправки в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий. Так, чтобы подтвердить период проживания супруги военнослужащего, имевший место до 1 января 2009 года либо приходящийся на время, когда супруг проходил военную службу (действительную, сверхсрочную) по контракту в воинском формировании РФ (СССР), дислоцированном на территории иностранного государства, потребуется справка воинской части (учреждения, предприятия и иной организации), военного комиссариата. Форма такой справки утверждена Правительством РФ. Она выдается на основании сведений личного дела военнослужащего либо документа, подтверждающего регистрационный учет по месту жительства (месту пребывания), а также трудовой книжки супруги военнослужащего. Если же данный период имеет место после 1 января 2009 года, то подтвердить его необходимо будет не только указанной справкой, но и справкой государственного учреждения службы занятости населения, форма которой была скорректирована Правительством РФ. Периоды проживания за границей супругов работников, направленных туда с представительскими полномочиями, подтверждаются справкой организации, направлявшей работника на работу за границу в перечисленные выше учреждения и организации. Ее форма также была специально разработана и утверждена Правительством РФ. Рассмотрим в каком порядке засчитываются нестраховые периоды в страховой стаж. Итак основные периоды, образующие страховой стаж, по определению должны являться страховыми, то есть за них должны уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд. Именно эти периоды предусмотрены ст. 10 Закона 173-ФЗ. Нестраховые периоды (т. е. не связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд), предусмотренные ст. 11 Закона № 173-ФЗ, не могут засчитываться без периодов страхового стажа, т. е. они засчитываются в страховой стаж только когда у заявителя есть страховые периоды. Условия зачета в страховой стаж нестраховых периодов предусмотрены п. 2 ст. И Закона № 173-ФЗ: Во-первых, страховой стаж не может состоять только из периодов, предусмотренных в п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ. Для зачета этих периодов в страховой стаж необходимо наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Во-вторых, эти периоды могут быть засчитаны в страховой стаж лишь при условии, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности независимо от продолжительности. Вместе с тем Закон № 173-ФЗ не ограничивает количество иных периодов, которые согласно п. 1 ст. 11 Закона № 173-ФЗ могут быть засчитаны в страховой стаж, если этим периодам предшествовали или за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист со стажем 9 лет - Сергей / автор статьи
АВРОРА ЮРИСТ